pravosudovs


Сергей Правосудов


Previous Entry Share Next Entry
Океан раздора
pravosudovs
На вопросы журнала "Газпром" отвечает заместитель руководителя Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Борис Волхонский
– Борис Михайлович, наибольшая часть грузов в Китай идет через акваторию Индийского океана. В том числе это касается и танкеров с нефтью, которая поступает из стран Ближнего Востока и Африки. Как КНР пытается обезопасить эти поставки?
– Действительно, по подсчетам экспертов, через Индийский океан осуществляется до 50% контейнерных перевозок в мире и 70% морских перевозок нефтепродуктов. В год через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, на которые приходится, по разным оценкам, от 20 до 25% всего морского товарооборота. После фактического ухода российского Военно-морского флота из зоны Индийского океана монопольное положение в этом регионе в течение 20 лет сохраняли США, до сих пор остающиеся крупнейшей военно-морской державой. Индийский океан входит в зону ответственности двух флотов США – 5-го (Красное и Аравийское моря, Персидский, Аденский и Оманский заливы, район Африканского Рога вплоть до побережья Кении) и 7-го, базирующегося главным образом в западной части Тихого океана, но несущего дежурство и в акватории Индийского океана вплоть до восточного побережья Африки.
Сегодня в составе крупнейшего в США 7-го флота находится 50–60 боевых кораблей и вспомогательных судов, численность военнослужащих – около 60 тыс. человек. В состав 5-го флота входит свыше 20 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 15 тыс. военнослужащих. Главная военно-морская база США в Индийском океане с начала 70-х годов прошлого столетия располагается на острове Диего-Гарсия, входящем в состав заморских владений Великобритании.


Аэродром на Диего-Гарсия в состоянии принимать и обслуживать самолеты всех типов. В частности, здесь периодически базируются стратегические бомбардировщики В-52. С началом операций в Ираке и Афганистане США приступили к размещению на Диего-Гарсия стратегических бомбардировщиков-невидимок дальнего радиуса действия B-2 Northrop, ранее не использовавшихся в зарубежных военных операциях.
 
СССР, Индия, Китай
В годы холодной войны СССР пытался противостоять американскому военно-морскому присутствию в акватории Индийского океана, развернув 8-ю (Индийскую) оперативную эскадру в составе Тихоокеанского флота, на вооружении которой находилось до 20 боевых кораблей и судов поддержки. 8-я эскадра была создана в 1971 году и просуществовала до 1992 года, главными пунктами ее базирования были Йемен и Сомали. В годы ирано-иракской войны (1980–1988) и во время операции «Буря в пустыне» (1991 год) эскадра обеспечивала безопасность прохода советских танкеров и сухогрузов по Персидскому и Оманскому заливам.
После распада СССР 8-я эскадра была расформирована, в 90-х годах прошлого века были ликвидированы почти все советские военно-морские базы, расположенные за рубежами СССР (последней стала база Камрань во Вьетнаме, переданная под контроль вьетнамских военных в 2002 году). Сегодня единственным объектом, находящимся в ведении ВМФ России в дальнем зарубежье, остается пункт материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус на побережье Средиземного моря. В акваторию Аравийского моря для борьбы с сомалийскими пиратами регулярно направляются отдельные корабли ВМФ России.
Фактический уход российского флота из акватории Индийского океана еще больше подчеркнул монопольное положение США как доминирующей военно-морской державы в регионе. США останутся главной военно-морской державой в зоне Индийского океана на обозримую перспективу – как минимум до 2030 года, хотя в последнее время они всё больше сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны Китая и Индии, активно заявляющих о своем праве участвовать в решении стратегических проблем региона.
Обе страны активно наращивают боевую мощь своих ВМС, в составе которых имеются как атомные подводные лодки, так и авианосцы. Индия приобрела свой первый авианосец «Вират» у ВМС Великобритании в 1986 году. В конце ноября 2013 года на вооружение ВМС Индии поступил новый авианосец – бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переименованный в «Викрамадитью». В августе 2013 года Индия спустила на воду первый собственный авианосец класса «Викрант».
В конце 90-х годов Китай приобрел у Украины за 20 млн долларов недостроенный и разукомплектованный советский авианесущий крейсер «Варяг», который якобы планировалось использовать как плавучий развлекательный центр и казино. Однако впоследствии планы китайского руководства изменились, и 10 августа 2011 года модернизированный и переоснащенный авианосец прошел первые ходовые испытания. Причем китайское руководство настаивает, что этот авианосец не будет исполнять никаких боевых задач, а станет использоваться только как учебно-тренировочная база. Параллельно Китай строит несколько своих авианосцев.

Цепочка баз
Если Индия омывается Индийским океаном и имеет порты на своей территории, то китайским кораблям необходимо пользоваться инфраструктурой других стран. Каких?
– В Джибути (Восточная Африка) создается китайская военно-морская база. В Пакистане КНР создает инфраструктуру в порту Гвадар. Этот объект планируется использовать в основном для перевалки нефтеналивных грузов, так как в дальнейшем из Гвадара будет построен нефтепровод в Китай. Правда, пройти эта труба должна через часть Кашмира, контролируемую Пакистаном, но права на этот регион оспаривает Индия. Кроме того, сам Гвадар находится на территории Белуджистана, в котором сильны сепаратистские настроения. Но когда китайцы построят всю необходимую инфраструктуру и станут управлять ею, то заходить в порт Гвадар смогут и военные корабли КНР.
В СМИ много пишут о попытках КНР создать базу для своих подводных лодок на Мальдивских островах. Мальдивы очень удобны для скрытного базирования подводных лодок, так как многие острова представляют собой затопленные кратеры потухших вулканов. У меня нет точных данных об использовании китайскими ВМС Мальдивских островов. Однако китайское влияние на Мальдивах сразу бросается в глаза. В столице практически все новые здания построены китайцами, в стране активно действуют крупные китайские компании, да и большинство прилетающих на Мальдивы туристов – из КНР.
В Шри-Ланке китайцы модернизируют порт Хамбантота и создают сопутствующую инфраструктуру. В этот порт будут заходить китайские корабли для дозаправки. А в Бангладеш КНР отстраивают порт Читтагонг. Но самая интересная ситуация складывается вокруг Мьянмы. На протяжении почти полувека этой страной управляли военные, которые ориентировались практически исключительно на Китай. США и их союзники ввели санкции против Мьянмы, и у военных правителей фактически не было выбора. Китай уже успел запустить газопровод и нефтепровод, соединившие Мьянму с южными регионами КНР. Если по газопроводу идет газ, который добывается собственно в Мьянме, то по нефтепроводу, соединяющему побережье Бенгальского залива с китайским городом Куньмин, идет нефть из Ближнего Востока и Африки. Трубопровод до Куньмина позволяет не только значительно сократить маршрут транспортировки углеводородов, но и избежать рисков, связанных с прохождением танкеров через Малаккский пролив, который является мировым лидером по числу пиратских нападений на суда. Для реализации возможностей транспортировки нефтепродуктов через территорию Мьянмы Китай осуществляет также строительство глубоководного порта Чаупхью на острове Янбье.
Помимо объектов, внешне имеющих гражданское назначение, у Китая на территории Мьянмы есть свои станции слежения на островах Большой и Малый Кокосовый (Coco Islands – не путать с принадлежащими Австралии Кокосовыми островами, Cocos Islands, расположенными в юго-восточной части Индийского океана) в непосредственной близости от Андаманских островов (Индия).
В последнее время в связи со смягчением правящего в Мьянме режима эта страна становится новой ареной большой игры за политическое влияние. Индия как непосредственный сосед все эти годы занимала мягкую позицию по отношению к военному режиму (главным образом, из-за опасения, что излишняя жесткость полностью лишит Дели влияния в этой стране, а оно было необходимо как для противодействия китайской экспансии в своем «мягком подбрюшье», так и в логистическом отношении: через территорию Мьянмы пролегают удобные пути снабжения северо-восточных районов Индии). В 2012 году Индия предоставила Мьянме кредит 500 млн долларов на развитие инфраструктурных проектов. Кроме того, МИД Индии заявил, что правительство приняло окончательное решение о создании необходимой инфраструктуры в глубоководном порту Ситуэ неподалеку от строящегося с китайской помощью Чаупхью.
В последние годы в большую игру вокруг Мьянмы активно включились и США, ранее не поддерживавшие с этой страной тесных отношений из-за обвинений в нарушениях прав человека. В конце ноября – начале декабря 2011 года Мьянму посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон. А в ноябре 2012-го состоялся исторический визит в Мьянму президента США Барака Обамы. Таким образом, Мьянма, до сих пор находившаяся на периферии глобальной геополитики, оказывается в центре переплетения интересов главных игроков в Азии и зоне Индийского океана. В ноябре 2015 года на парламентских выборах в Мьянме победила оппозиционная Национальная лига за демократию. Военные, правившие страной на протяжении нескольких десятилетий, согласились передать власть гражданской администрации. Новое правительство было сформировано весной 2016 года. В ближайшее время мы увидим новый виток борьбы за влияние на Мьянму.
– Знаете, меня удивили следующие факты. В июле 2013 года начались поставки газа из Мьянмы в Китай, а уже осенью по Мьянме прокатилась волна террористических актов. В начале 2015 года был введен в эксплуатацию нефтепровод из мьянманского порта Чаупхью до китайского города Куньмин (провинция Юньнань). Вскоре после торжественной церемонии рядом с нефтепроводом на границе КНР и Мьянмы появились повстанцы, которые начали боевые действия против армии Мьянмы. Боевые действия распространились и на близлежащую территорию Китая.
– А почему вас это удивляет? Вполне естественно, что многим игрокам не нравится усиление позиций Китая в Мьянме и они пытаются помешать этому процессу. В экономике Мьянмы влияние Китая продолжает доминировать, что неминуемо сказывается и на политике. Однако другие игроки, прежде всего Индия и США, продолжат усиливать свое внимание к этой стране.
Необходимо отметить, что Индию сильно раздражает активность Китая в Индийском океане. Индийцам кажется, что китайцы их окружают. Именно поэтому ВМС Индии всё активнее сотрудничают с американскими военными.
– Получается, что ключевыми странами для решения проблемы движения нефтяных танкеров через узкий, кишащий пиратами Малаккский пролив являются Пакистан и Мьянма?
– Да, и еще стоит упомянуть китайский проект строительства судоходного канала через таиландский перешеек Кра, как раз в обход Малаккского пролива. Не секрет, что в Сингапуре на ротационной основе базируются корабли американского военно-морского флота, которые фактически контролируют весь трафик через Малаккский пролив. Очевидно, что китайцы не испытывают восторга по этому поводу. Кроме того, военный контингент США находится в Австралии.

Вьетнам
– В последнее время активизировалась «большая игра» вокруг Вьетнама. Что вы думаете по этому поводу?
– Действительно, Вьетнам сейчас находится в центре внимания многих держав. Недавно состоялся визит Барака Обамы в эту страну, по итогам которого США отменили запрет на продажу оружия Вьетнаму. В свою очередь, Россия активно продает вооружение Вьетнаму, а наши госкомпании добывают здесь нефть и газ. При этом Китай и Вьетнам спорят из-за участков шельфа, которые богаты залежами углеводородов. Как известно, Россия и Китай – это стратегические партнеры. Но это не повод для того, чтобы Россия отказывалась от своих интересов во Вьетнаме. Пока Россия занимает позицию нейтралитета в территориальных спорах Вьетнама и КНР. Было бы очень хорошо, если бы военные корабли России вернулись в Камрань. Вьетнам вроде бы заявляет о своем интересе к подобному развитию событий. Хотя на Камрань претендуют и США. Кроме того, в октябре 2011 года Вьетнам и Индия подписали соглашение о совместной разработке в Южно-Китайском море нефтяных месторождений, что вызвало резкую реакцию Пекина. Так или иначе, России нужно обращать больше внимания на Индийский океан, так как мировая геополитика во многом будет вершиться именно здесь.
– С другой стороны, рост напряженности в Индийском океане означает, что поставки углеводородов из России в Китай оказываются наиболее надежным вариантом.
– Да, с этим невозможно спорить, и нет ничего удивительного в том, что Китай увеличивает закупки углеводородов в России. Думаю, что так будет и впредь. Но нам нужно развивать и высокотехнологичный экспорт.
Беседу вел Сергей Правосудов

  • 1

С Днём Рождения, Дорогой Друг Сергей!

Успехов во всех Ваших добрых делах, счастья побед и благополучия

  • 1
?

Log in